Понедельник, 23.04.2018, 14:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

 

               

                Satu Nou                             

            Село Новосельское

                                                                        Реклама для вас                                                   

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Будь патриотом свого села - проголосуй за него

Всего ответов: 17
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт satu-nou.ro
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Istoria Satului Nou

    ИСТОРИЯ
    СЕЛА НОВОСЕЛЬСКОЕ
    Составитель: Трифонова А.В.
    учитель истории
    7. Голодомор 1946-1947 гг. в селе
    8. Наше село в советский период
    9. Ткачество – основной промысел новосельцев
    10. Новосельская кухня
    11. Микротопонимия села
    III . Заключение
    7.Голодомор 1946-1947 гг. в селе. Люди умели и хотели работать, но в 1947 году их ожидало другое несчастье – голод.С окончанием войны боль, ужас и тревога людей не покинули. Война и материальные потери имели ужасные последствия для психики и душевного состояния народа. Одним из страшных последствий войны был голод 1946-1947 годов в Бессарабском крае. Мир должен был бы расколоться надвое, солнце должно было бы перестать светить, земля перевернуться - от того, что было на Земле. Но мир не раскололся, Земля кружится, как ей подобает, и мы ходим по этой земле со своими тревогами и надеждами, мы, единые наследники всего, что было. Я хочу рассказать, как это страшное явление затронуло наше село Новосельское. Для этого я использовала воспоминания родственников, односельчан, которые прошли через этот ад. Я считаю, что их свидетельства являются очень ценным историческим источником для изучения феномена «Голод 1946-1947». Нелегко было слушать, но надо. Без полной правды о прошлом, какой бы страшной она не была бы, невозможен процесс обновления и очищения.Перевернём же смутные страницы достоверной народной памяти, исповедуемой голосом людей-мученников. Рассказы-свидетельства жителей с.Новосельское - очевидцев голодомора 1946-1947 годов. Документ №1. Рассказ Чобану Зиновии Ивановны, 1916 год рождения, жительница с. Новосельское. В 1946 в селе начался голод, от которого погибло много крестьян. Смерть свирепствовала по селу, как змея. Наше село превращалось в пустыню. Люди дичали, их угнетал страх от голода и ужаса перед голодной смертью. Забывались добрые традиции, появлялось ненависть и жестокость. Как-то зашёл в нашу избу нищий и оборванный мужчина и попросил: «Дайте, пожалуйста, поесть, дайте поесть, умоляю». Я ему говорю: «Где же я тебе, добрый человек, возьму, когда у меня самой двое детей, опухших от голода, в доме лежат?» Тот человек отошёл недалеко и упал мёртвым. Не имея пищи, крестьяне пекли хлеб из отрубей с добавлением травы, варили похлёбку из лебеды, ели почки с деревьев, стебли кукурузы. Были съедены кони, овцы, куры, коровы, не видно было ни собак, ни кошек, ловили и ели ворон и воробьев. Были случаи каннибализма Когда умерла одна цыганка, её дети и муж разрезали её и ели, пока она не испортилась. Соседи заметили, что её нет. Но подумали, что она сбежала от голода и где-то умерла на улице. В те годы мы вступили в колхоз «Большевик». Наши дети оставались дома одни и голодные. В колхозе выдавали по сто граммов отрубей и варили из них баланду. От таких пайков люди уже работать не могли. Бывало, утром идёшь по селу - там человек лежит под забором, а в другом месте мать с сыном умершие. Как мухи поздней осенью умирали в то время люди. Первый наш сын умер на поле, когда собирали виноград. Да где там собирали?! Мы уже не собирали, сил не было, а просто ели. С поля этого бедного ребенка принесли на руках. Дома укутали в рогожку и похоронили. Второй сын умер дома, на печке, пока я ходила за куском хлеба из отрубей.Я обменяла на этот хлеб любимое платье, привезённое мужем на обратной дороге с войны. Были случаи, когда люди топили печки и залезали в ней всей семьей, чтобы как-то согреться. Мужа несколько раз посылали собирать трупы и хоронить их. Большинство этих людей были не из нашего села. Он хоронил их, не зная, кто они такие. По его словам, были случаи, когда не имея больше сил хоронить, мертвецам отрубали головы.Из колхо за вывозили всё зерно, даже семенное, забирали не только колхозное, но и то, которое находили дома у людей, не оставляя ни зернышка крестьянам-единоличникам. Документ №2. Рассказ Карачебан Екатерины Самойловны, 1944 г. рождения, жительница с. Новосельское. Часто вечерами в семье взрослые рассказывали разные истории. Из уст мой бабушки я узнала о страшных событиях голодомора в селе. В 1947 мне было три года. Это был страшный год - неурожай, засуха. Опухали и умирали от голода жители нашего села Исчезали взрослые люди и дети. Я вышла на улицу играть с другими детьми. Но детишек на улице не оказалось. В это время по нашей улице проходила цыганка Беребека. Увидев меня, она остановилась, взяла на руки и направилась в сторону церкви. Односельчане узнали меня и сообщили родителям. Все стали меня искать. С трудом догнали цыганку и я была спасена.Цыганка, по рассказам очевидцев, направлялась часто по вечерам в сторону лимана. Дедушка пошёл следом за ней и ужаснулся. На берегу лимана цыганка жила в бедной землянке. Вокруг были разбросаны человеческие кости, расчленённые части детского тела без мякоти разлагались. Невозможно было подойти к завонявшимся внутренностям. Жители поймали обезумевшую от голода цыганку. Как оказалось, она не только крала детей, но и раскапывала свежие могилы детей и съедала их с сыром виде. Однако голод был не только природным бедствием. Все запасы прошлых лет изымались солдатами, обрекающие крестьянина на голодную смерть. Они ходили по селу и проверяли хлебные ямы. Жители села лишались последнего куска хлеба. Документ№3. Рассказ Азман Любови Ивановны, 1930 г. рождения, жительница с. Новосельское. Только один год мучил нас голод, но этот год унёс жизни сотням людей. Наша семья была не из бедных и могла прокормиться куском хлеба каждый день, потому что отец запасался зерном. Он прокопал яму, обмазал её глиной и спрятал туда зерно, а сверху положил скирду соломы. Эти ямы до сих пор напоминают нам о тех страшных днях, назывались они «хлебными ямами». Во многих дворах оползни, потому что дома построены на тех ямах (застройщики не знали об этом). Но однажды к нам во двор зашли несколько вооруженных людей, проверили щупом весь двор и нашли нашу «хлебную яму». Они часто потом приходили и забирали всё, оставляя нас умирать с голоду. Ничего их не останавливало: ни мольба взрослых, ни слёзы голодных детей. Они поднимались на чердак и забирали орехи, виноград, соленья и всё то, чем удавалось бедному крестьянину запастись на зиму. Вот почему мы и сейчас дорожим каждой крошкой хлеба. Документ №4. Рассказ Коцофан Валентины Ивановны, 1920 г. рождения, жительница с. Новосельское. 1946 был неурожайный. Не было дождей и ничего не уродило на полях. Благодаря тому, что при школах были организованы горячие завтраки, дети умирали не так часто, как их родители. Но, всё-таки очень много детей стало жертвами этого страшного бедствия.В 1947 я работала в начальной школе. Два брата посещали школу и вдруг старший брат не явился в школу день, два, три. Я спросила его брата : «Почему Ваня не идёт в школу»? Толя тогда начал плакать и ответил, что его брата нет в живых. Ваня ходил в 4-й класс, а его младший брат Толя в 3-й класс. Я спросила : «Как это нет в живых»? Толя рассказал, что его мать и сестра убили Ваню топором. Голову закопали в яму, а тело порубили на кусочки, посолили и поставили в мешок. И берут оттуда мясо и варят кушать. Толя ещё предупредил, что если ему не верят, могут найти след крови на стенах. Учителя сообщили в сельский совет, была создана комиссия для посещения этого дома. Мать сразу не призналась в содеянном, но когда её спросили за кровь на стенах, она всё рассказала. Женщина оправдывалась, что если бы она не убила одного сына, умерла бы вся семья от голода. Мать и дочку милиция забрала, а Толю отдали в интернат. Документ №5. Рассказ Андреевой Прасковьи Ивановны, 1919 г. рождения, жительница с. Новосельское . 1946-1947 запечатлены в нашей памяти горькими воспоминаниями. Из-за засухи поля превращались в пустыни, всё засыхало. Кроме этого, государство организовало группу людей-коммунистов, которая ходила по домам и забирала всё у людей. Наше поколение и теперь вздрагивает при слухе фамилий Иорданчу, Суриков, Ундоренко. Эти люди обрекли на голодную смерть сотни семей, забирая у них всё съедобное : зерно, фрукты, соленья. Они подметали даже чердак. Искали в скирдах, в дровах, под лавками. Мы, жители прибрежного села, ходили на лиман и собирали корни папоротника, ракушки. Сушили их в печке, смешивали с молотыми стеблями кукурузы, виноградной лозой, добавляли немного кукурузной муки и пекли небольшой блин, делили на куски между всеми членами семьи. Зачастую это было единственное блюдо за день. Некоторые ели лягушек, ворон, собак, кошек. Документ №6. Добриева Анна Дмитриевна, 1933 г. рождения, жительница с Новосельское. 1947 всходы посеянной нами пшеницы превратились в сухие тонкие листики. Земля стонала от зноя. Наша семья поняла, что выйти из этого положения будет очень трудно. Но не только эта беда стояла у наших ворот. Все запасы, которые мы накопили за прошлый год, нам не спасти. Солдаты и матросы, одетые в кожаные куртки, увозили из наших дворов нажитое добро. Дети плакали, женщины причитали, собаки выли. После солдатских проверок всё затихало. Не слышны были в селе звуки кларнетиста Воинова, осенью не играли свадьбы. В селе даже собаки не лаяли, их съедали. В колодцах не было воды, в лиманах грязная вода стала единственным источником жизни. У голодных и изнеможенных людей только глаза блестели. Документ №7. Рассказ Стародубовской Александры Георгиевны, 1928 г. рождения, жительница с. Новосельское. В 1946 году в нашем селе началась коллективюизация. Я была 18-летней девушкой. Меня устроили на работу продавщицей в хлебном магазине —маленький ларёк. В 1947 наступил голод, люди опухали и умирали. В селе была маленькая пекарня - крестьянская печка. Из пекарни я перевозила на повозке 100 хлебов, по 1 кг буханка. Хлеб, согласно приказу свыше, продавала по 100 граммов на порцию. Однажды во время перевозки на меня напали голодные прохожие и украли 10 буханок, Я была вынуждена часто расплачиваться своей скудной зарплатой. Хлеба не хватало всем и голодная толпа придавила меня стойкой несколько раз, чудом спаслась. Затем я шла на работу в буфет. Там готовили 300 порций : суп из 10 г мяса, 1 картофелина и 100 г хлеба.Однажды в буфет зашёл голодный опухший человек. Купил 7 порций, сел за стол и, не успев ничего съесть, умер.Зимой тринадцатилетний мальчик спустился через дымоход на кухню для того, чтобы украсть продукты. Родители мальчика умерли от голода. Худенький, больной, обессилевший мальчик не смог выбраться из кухни. Утром он лежал еле дыша возле плиты. За пазухой спрятал мясо и картошку. В таком состоянии его нашли повар и сторож. Я ходатайствовала перед начальством оставить мальчика помощником повара. Он поправился, вырос и поехал в Киев, поступил в ФЗО. Спустя 50 лет я получила письмо и фотографию от него. Сейчас он проживает в Киеве и благодарит меня за то, что я спала его тогда от голодной смерти. Его зовут Павлов Савва.В сегодняшнем обществе существует несколько версий событий 1946-1947. в Украине: никакого голода в эти годы не было; голод был, но его причиной были только неблагоприятные погодные условия; была засуха, трагические последствия которой были усилены антинародной политикой центральных властей; во всём виновата коммунистическая власть - как центральная, так и местная. Действительно, эти годы для ю жных областей Украины оказались неблагоприятными по погодным условиям: засуха, неурожай и как следствие - недород. Первая послевоенная зима оказалась малоснежной, а весна и начало лета - самыми засушливыми за несколько последних десятилетий. Урожайность зерновых культур в 1946 упала до 4 ц с гектара. Но не это было определяющим. Как свидетельствуют опрошенные мною люди, главная причина голода заключалась в позиции государства, партии, особенно центра, которые обо всём знали и не предприняли никаких предупредительных мер. Под видом заготовок государство проводило фактически полну ю реквизицию продовольственных ресурсов села, обрекая тем самым крестьянство на голодное существование и далее на смерть. Листая хозяйственные книги села Сату-Ноу (Новосельское) за 1944-1946 гг. я нашла такие записи:Всего было дворов - 666, из них брошенных дворов - 28. В 609 дворах осталось на весну приблизительно ячмень - 1,75-2,Зт кукуруза — 1,50-2т, фасоль - 5-10кг, подсолнух - 0,5-1 ц, картофель - 0,15-1 ц, тыква - 0„25ц. Наличие скота на 1.01.1946 приблизительно в каждом дворе: крупный рогатый скот - 8, свиньи - 4, кони - 2. Признаком наличии продовольствия можно было пережить голодную зиму 1946-1947гг. Но в 1946 году в нашем селе началась коллективизация. Из 638 семей только 20 остались единоличными. Зерно забирали для нужд колхоза, а также для выполнения плана заготовок хлеба государством. Представители местной власти организовывали специальные бригады, которые вымогали от каждого хозяина зерно, а в случае неподчинения лишали свободы на 10 лет. Это был разбой, сознательно направленный на физическое уничтожение крестьянства. Хозяйства крестьян разорялись.На протяжении 1946-1947 тысячи людей вымерли. Они гибли потому, что у них был отобран последний кусок - последняя надежда на спасение. Разве можно об этом забыть? Количество жертв голодомора точно не установлено. Местная власть называет разные цифры погибших - от 300 до 900 человек. Документы тех лет либо потерялись, либо сознательно были уничтожены. Но сохранилась народная память, которую мы обязаны собрать по крупицам и сберечь. 8. Наше село в советский период.В 1960 годы заметно поднимается жизненный уровень колхозников. В селе появляется электрический ток, который вырабатывали колхозные электростанции для своих нужд. Электричество постепенно стало проникать и в дома сельчан.Колхозники, кроме натуральной оплаты, стали получать деньги. Во многих домах появляются радиоприёмники и телевизоры. Первым в селе купил телевизор учитель Медведев Василий Андреевич, затем водитель колхоза Янку Иван Петрович. В селе обустраиваются дороги, строятся сельский клуб, детские ясли. В родное село возвращаются работать бывшие выпускники школы, и уже специалисты с дипломами учителя: Медведев Василий Андреевич, Вранчану Алексей Федорович, Сушкевич Евгения Семеновна, Кожокару Дмитрий Иванович, Карачебан Иван Дмитриевич и др. В сельской участковой больнице работает фельдшером Стамати Георгий Васильевич, акушером Карагяур Софья Петровна. Колхозники и представители других профессий начинают неплохо зарабатывать, вскоре многие молодожены строят себе новые, добротные дома. В селе появляются почти у каждого велосипед, а у каждого десятого мотоцикл.В селе проводится радиофикация и электрификация по государственной программе. Строятся новые и благоустраиваются старые магазины, появляется «Сельпо», первым председателем был Чернев Василий Петрович.В колхозе создается пекарня, которая обеспечивает хлебом детские садики и тракторные бригады, где питаются трактористы. Желающие могут купить хлеб в колхозном ларьке, где в продаже поступает молоко, свежее мясо, вино, подсолнечное масло и другие продукты: В сельском Доме быта, который был построен силами колхоза, сельчане уже заказывают и шьют костюмы и платья по индивидуальным заказам. В селе в 1965 г. был сдан в эксплуатации Дом культуры со зрительным залом на 700 мест, где установлена широкоэкранная киноустановка. От районного центра до села курсировал автобус. В селе 1960 г. появился свой аэродром. Самолет АН-2 «Кукурузник» регулярно совершал рейсы между селом и городами Измаил и Рени. Полет от с. Новосельского до города Измаила продолжался 7 минут и пассажиров всегда было достаточно. После 1960 года колхоз им. Ленина становится крупным хозяйством. Государство стало выделять новую, более усовершенствованную сельхозтехнику. Вместо устаревших тракторов У-2, ХТЗ появляются колесные трактора на резиновом ходу«Беларусь», «Владимирец», «Т-40», а также гусеничные трактора «ДТ-54», «Т-74», «ЮМЗ-2». Колхоз вместо прицепных комбайнов получает современные по тем временам самоходные комбайны «Нива» и «Колос». Для работы на этой технике и ее обслуживание требуются специалисты, владеющие более глубокими знаниями. На трактористов юноши нашего села учатся в про фтехучилищах села Старокозачье и пос.Суворова Измаильского р-на., а на комбайнеров в с. Теплица Арцызского р-на. С удостоверениями водителя многие юноши приходят из рядов Советской Армии и работают в колхозе водителями. Некоторые выпускники нашей школы заканчивают автошколы ДОСААФ. Колхоз остро нуждается в специалистах всех отраслей. С этой целью многие выпускники нашей школы получают целевые направления в вузы и техникумы, и после получения специальностей возвращаются работать в родном колхозе. Это такие специалисты как: Капсамун Семен Дмитриевич - выпускник Одесского сельскохозяйственного института, впоследствии главный экономист колхоза; Пержу Иван Васильевич- главный агроном, Стамати Виктор Михайлович- главный бухгалтер, Чобану Федор Иванович - главный инженер.После окончания техникумов, специалистами среднего звена работали: Кокош Владимир Павлович, Стамати Федор Ильич, Иванов Петр Иванович, Митиоглу Иван Николаевич, Буружиу Дмитрий Иванович. Руководителями животноводческих ферм становятся: Узун Михаил Петрович, Митиоглу Евгений Анастасьевич, Карачебан Василий Ильич, Неделку Георгий Петрович.В овощеводстве наш колхоз достиг очень хороших показателей и все это благородя бригадиру Панта Николаю Константиновичу, который был удостоен высокой государственной наградой - Орденом Ленина. После его выхода на пенсию его место занял Капсамун Михаил Дмитриевич - выпускник Кишиневского сельхозинститута. Основная специализация колхоза была овощеводство: перец, помидоры, баклажаны, капуста, огурцы, кабачки. В 70-е годы колхоз им. Ленина становится колхозом – миллионером На новой усовершенствованной технике работают трактористы. Молочно-товарная ферма колхоза достигла больших успехов. Поголовье молочного стада достигало около 2000 коров и занимало первое место в районе по надою молока. Свинотоварная ферма в 80-е годы достигла хороших показателей. В этот период колхоз стал выращивать свиней полтавской породы и СТФ стала племенной.В 80-е годы колхоз стал разводить лошадей породы «русские тяжеловозы». Колхоз стал основном поставщиком коней этой породы в районе и области. Высокие показатели были в овцетоварной ферме.
    Благосостояние, образование, и культура народа росло с каждым годом. В 1970 году село занимает 4 км. Общая численность населения составляет 3500 человек , дворов 850. До революции по социальному составу населения большинство были неграмотные крестьяне.Вот как выглядела социальная картина в селе Новосельское в начале 70-х годов:20 семей рабочих - работают в порту г. Рени, их обслуживает служебны й автобус порта; 30 семей интеллигентов; 20 учителей с высшим образованием, 22 – со средним; 2 врача, 30 медработников со специальным средним образованием;4 специалиста с высшим сельскохозяйственным образованием в колхозе;2сельских библиотекаря со средним образованием;42 торговых работников со специальным средним образованием. После 1991 года, когда Украина стала независимым государством, начинается полемика и дискуссия о земле-матушке, о крестьянине, о колхозах, формах и методах хозяйствования. Появляются много статей исторического содержания о том, как эти колхозы создавались. Были и мнения о том, что земля должна обрести своего хозяина. С тех пор в колхозах начинаются мероприятия по распаиванию земельных участков. Не обошло это мероприятие и наш родной колхоз им. Ленина. На общем собрании колхозников было решено: всех колхозников и пенсионеров, которые работал и в колхозе, сделать владельцами земельных паев. Если кто-то захочет взять свой земельный пай для введения хозяйства в индивидуальном порядке, он имел право этого делать.Многие жители нашего села взяли свои земельные паи и образовали свои крестьянско-фермерские хозяйства. Первыми в селе были Капсамун Семен Дмитриевич, Шебек Константин Георгиевич, Андреев Виктор Степанович и др. Эти люди приобрели себе трактора и необходимые сельскохозяйственные агрегаты. Ошибок в прошлом было много, особенно во время сталинской насильственной коллективизации. Лучшие хозяева земли были ; репрессированы и в результате в колхозах хозяйничали не самые лучшие представители крестьянства. В будущем это сказалось и на качество обрабатываемой в колхозах земле и на отношении людей к сельскому хозяйству.В 90-е годы при распределении земель были допущены существенные ошибки. Совершенно не брался во внимание тот факт, что потомки тех крестьян, которые были «раскулачены» в 50-е годы, не получили обратно ничего из земель своих п редков. Земли предков были орошены кровью и потом.
    9.Ткачество – основной промысел новосельцев. Народное творчество отражает необычный характер, художественный гений народа; его живописное мышление, творческую фантазию, мудрую простоту чувств, мировоззрение. Оно прославляет самые благородные черты народного характера - смелость, гуманизм, преданность гражданскому долгу, честь, богатырскую силу, оптимизм.Так как я живу на селе, меня всегда привлекали предметы народного промысла: посуда, ковры, деревянные изделия и т. д. Но особенно меня заинтересовало искусство ковров, так как их много осталось в нашем доме от прабабушки и прапрабабушки. В своей работе я попыталась описать историю народного промысла нашего села - ткачества.
    Одним из самых древних народных промыслов в нашем селе - это ткачество ковров. Ковры были незаменимыми предметами всей жизни молдаван. На протяжении веков народные мастера создали, согласно национальным обычаям, разные домотканые предметы: ковры, лэйчеры, цол (половики). Основная их особенность - орнамент, который передаёт художественное мышление народа, его безграничную любовь к окружающей жизни. Домотканые ковровые изделия новосельских мастериц делятся на: 1. Ковёр - украшение для стен, имеет длину больше чем высоту, вертикальный орнамент и кайму со всех сторон. Орнамент ковров состоит из геометрических фигур, созданные по мотивам растений : дерево, вазон с цветами, ветка, цветок. Оригинальность и живописность этих фигур заключается в пропорциональной композиции и в живом контрасте цветов. Для композиции характерно расположение в центре идентичных элементов или чередование более мелких элементов, среди которых один - основной. Цветовая гамма условна и не соответствует естественным оттенкам. Широко используются чёрный, красный, зелёный, синий, коричневый, оранжевый цвета. Их мягкие и живые оттенки создают в узорах контрасты.2. Лэйчер - длинный и узкий ковёр, который стелили на лавках. Орнамент состоит из повторяющихся и чередующихся полос, ромбов, квадратов, треугольников, роз. Используется сочетание чёрного, красного, зелёного, жёлтого, коричневого цветов, что придаёт изделиям особую красоту и праздничность. 3. Цол - разноцветная полосатая дорожка, которую стелили на полу. Цол ткали из шерсти, хлопка, пряжи из старой ткани. Очень ценное сырьё для ткачества - это овечья шерсть. Нельзя представить наше село без овцеводства. Это занятие - самое древнее, которое, вероятно, пришло нам от Бога. Как для Христа, так и для жителей нашего края самое милое животное - это овца. А с исторической точки зрения это занятие может быть связано с предыдущими цивилизациями — с трипольцами, со скифами, которые тоже разводили овец. Выращивание овец стояло у истоков жизни в нашем крае. Об этом свидетельствуют многочисленные легенды, народные преданья, песни, баллады. Трудно найти народную молдавскую песню, где бы ни воспевался чабан со своей любимой отарой. А самая известная баллада, жемчужина молдавского фольклёра, - это «Миорица», в которой воспевается жизнь красивого, но несчастного чабана. „Pe-un picior de plai
    Pe-o gură de rai
    Iată vin în cale
    Se cobor la vale
    Trei turme de miei
    Cu trei ciobănei...”
    Овцеводство обеспечивало местных жителей и средствами к существованию: мясо, брынза, шерсть.Нежные пушистые шерстяные нитки проходят длинный путь, прежде чем попасть к ткачихе. Каждой весной овцы стригут на отаре, и шерсть привозят домой. Женщины очищают шерсть от колючек, от репьев, потом стирают её несколько раз, ополаскивают, пока она не становится белой. После этого шерсть сушится на солнце. Затем шерсть прочёсывают ниточка в ниточку. Она становится пушистой и шелковистой. Но на этом работа не заканчивается. Прочёсанную шерсть обрабатывают на специальной чесальной машине, которая тщательно очищает её от пыли. Из-под вала чесальной машины шерсть выходит рулоном - тонкая и шелковистая. После этого начинается прядение. Для прядения шерсти хозяйки нуждаются в веретенах, которые изготавливались из тополиного или ясенегo дерева. После прядения шерсть красили. Для этого использовали как натуральные цвета, так и искусственные. Для получения натуральных цветов использовали листья лука ( жёлтый), плоды зелёного ореха (коричневый). Перед ткачеством сновали длину и ширину изделия. Для ткачества существовал ткацкий станок, за которым работали женщины.
    10. Новосельская кухня Новосельское - край богатых природных возможностей, край винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства. Не удивительно, что народная кухня издавна исполь зует все эти богатства.
    Новосельская кухня хранит много оригинальных рецептов. В древние времена наши земли находились на оживленном римском пути, по которому римские и византийские купцы везли свои заморские товары. От них и перенял наш народ некоторые кулинарные хитрости. Много ценного восприняли они и у своих северных соседей - славян.
    Значение хлеба в местной кухне. Большое значение имели и имеют хлеб и хлебные изделия. В XIX - начале XX в. они составили, по существу, основу питания большей части населения в течение всего года. По своему составу, изготовлению, по форме и названиям хлебная пища была чрезвычайно разнообразна. Главным был хлеб, который, еще в дотурецкий период стал основной пищей. Приготовляли хлеб из разных сортов муки, в зависимости от характера господствовавшей зерновой культуры, благосостояния семьи и назначения изделия. Уже в древности, по-видимому, умели производить разный помол зерна, что определяло наличие разных сортов хлеба. Большие круглые хлебы делали из кислого теста и выпекали в печи на полу, реже пользовались металлическими, а прежде - керамическими формами. Преобладали черный хлеб из ржаной муки, который считался основным хлебом. Там, где посевы пшеницы преобладали, потребляли больше пшеничный хлеб, чаще всего из муки грубого ("простого") помола, местами же пекли так называемый серый хлеб из смеси пшеничной и ржаной муки. Издавна известны названия хлеба: "ковриги", "калачи", "киты". По сведениям XVI в. широкое распространение тогда получили калачи из пшеничной муки. . Кроме хлеба, из кислого теста пекли "доскицеле" (лепешки), пироги с различными начинками. К хлебу в народе сложилось уважит ельное, и даже почтительное отношение, как к олицетворению человеческого труда, к дару Божиему. Это отношение распространялось и на предметы, связанные с его изготовлением, особенно к квашне, в которой растворялось тесто («плэмэдялэ»), к скатерти, которой накрывали квашню, к лопате, с помощью которой сажали хлеб в печь. Хлеб или крошки от него не должны падать на пол, на землю; негодный хлеб не полагалось выбрасывать куда попало, его можно было лишь скормить скоту. Выпечка хлебов в печи напоминала своего рода ритуальный акт. Она требовала от хозяйки знаний и опыта. Чтобы хлеб удался, она следовала давно заведенному порядку. Все работы по подготовке муки, замешиванию и выхаживанию теста, его формованию производились с большой тщательностью, без торопливости, благословясь. Хлеб сажали в накаленную и чисто выметенную печь не прежде, чем перекрестят каждую из будущих кит. Пока пеклись хлебы, хозяйка старалась не отвлекаться, не заниматьс я другими делами. Вынув хлеб из печи, сбрызнув водой, давали ему "отдохнуть", оставляли под чистым полотенцем "улежаться" и лишь тогда его можно было есть. Разрезал хлеб за столом обычно старший мужчина, хозяин.Хлеб пекли в каждой семье, обычно один раз в неделю. Свадебные "колачь" и "пупэза", рождественские плацынды, калачи, великопостные "кресты", пасхальные "куличи", поминальные и масленичные блины и т.п. были обязательной принадлежностью домашнего быта. Хлебом-солью встречали молодоженов и почетных гостей. На любой праздник или торжество полагалось печь калачи, большие и малые, - согласно назначению и местной традиции. Они были обязательными при приеме гостей и почти в каждом доме имели свои, свойственные им особенности. Калачи служили и ритуальным целям. Их, например, раздавали на кладбище в поминальные дни.Прежде, чем сесть за стол, глава семьи – отец, дед читал «Отче наш». Хлеб был всегда самым важным продуктом в нашем крае, он являлся основой жизни села. Трудно представить наш край без овцеводства. Овцеводство обеспечивало средствами к существованию: мясо, брынза, шерсть.Овечья брынза впитала в себе запах чистых полевых трав, чистую воду озёр,солнечное тепло и пот чабана.
    Брынза - один из видов рассольного сыра из овечьего молока; молоко сворачивали при помощи натуральной закваски – «кяг». Кяг изготавливается следующим образом: берётся свиной желудок, желудок молочного ягнёнка, обратное молоко, коровье молозиво, уксус и выдерживается неделю в тёплом месте.
    Овечья брынза требует крайне малой выдержки (1-1,5 недели), приготовляется с древнейших времен в больших количествах, базируется на традиционном здесь овцеводстве, получившем наибольшее развитие в XVII-XIX вв., когда оно было ведущей отраслью здешнего хозяйства. Брынза употребляется не только как повседневная закуска в натуральном виде, но и в тертом виде в качестве добавок и начинок к овощным, яичным, мучным и мясным блюдам. Раньше готовую брынзу сушили, а потом растирали и ставили в глиняных сосудах, сверху клали слой смальца для защиты от плесени.Больше всего сочетается с брынзой мамалыга. Мамалыга вообще в довоенное время заменяла хлеб.
    Мамалыгу , это традиционное молдавское кушанье, приготовить несложно. Для ее приготовления берется только кукурузная мука мелкого помола, предварительно подсушенная в духовке, а также вода. Соотношение муки и воды должно быть 1: 3, т. е. на 6 стаканов воды — 2 стакана кукурузной муки. Варить мамалыгу следует в посуде с толстым дном или в казанке. В кипящую подсоленную воду тонк ой струйкой всыпать муку, непрерывно помешивая. В центр казанка поместить деревянную скалку (она необходима для непрерывного размешивания мамалыги). Варить мамалыгу при медленном кипении 25 мин, затем огонь уменьшить и доварить до полного загустения при непрерывном помешивании.Мамалыга готова, если к скалке, опущенной в казанок, масса не будет приставать. Казанок с готовой мамалыгой несколько раз встряхнуть, опрокинуть содержимое на разделочную доску. Для этой цели обыкновенное блюдо не годится, так как мамалыга отпотеет и сделается невкусной. Мамалыга должна точно сохранять форму казанка и не разваливаться. Блюдо разрезать на куски деревянным ножом или ниткой.
    Мамалыгу в Новосельском подают к кавурме из баранины или свинины.
    ПЛАЦЫНДА. Раскатывается тонкий лист теста из муки, соли,1 яйцо. На лист намазывается жир. Посыпается тёртой брынзой только на половину листа, накрывается остальной половиной. Плацында сворачиваетс я как гармошка. Ставится в промасленную сковородку, сверху поливается сметаной, взбитой с яйцами. Ставится в духовку сначала на сильный огонь, а потом огонь уменьшается.

    ГЬОЗЛОМЕЛЕ. Раскатывается тонкий лист теста из муки, 2 яиц, кефира, соль, сода. На половину листа посыпается тёртая брынза. Накрывается остальной половиной, режется на квадратики и жарится на смальце. Овощеводство – вековое занятие в Придунавье. Когда-то Буджакская долина выглядела как рай: выращивали перец, баклажаны, помидор, капусту. До сих пор сохранился метод ирригации земли «кавал» и «карык». Из овощей готовили и гарниры, и самостоятельные блюда. Чаще всего их отваривали, пекли, фаршировали, тушили и солили, реже - жарили. Блюда из мяса.Потребление мяса долгое время было ограничено не только сравнительно слабым развитием животноводства, недостатков средств у большинства семей, но и длительными постами и еженедельными постными днями, которые вместе составляли около половины дней в году. Однако мясо - традиционная для нашего села еда. В обработке мясных продуктов был накоплен богатый опыт: бытовало множество традиционных рецептов, имевших широкое или узкоместное распространение (засолка, вяление мяса, использование жира, жаркого, запеченных блюд, студня и т.д.).
    Согласно сложившейся традиции, до середины XIX в. ели больше баранину. Без овец не обходилось ни одно хозяйство. Овца была нужна и для мяса, и для шкуры, и для пряжи. Обычно держали по пять-шесть овец. Свинина считалась чисто рождественской пищей. В средних семьях перед рождеством резали свинью. Повсеместно пот ребляли мясо домашней птицы. Мясная пища занимала видное место в праздничном угощении. В праздники делали "жаркое". Некоторые блюда, как, например, вареная или жареная курица, были необходимым элементом обрядовой пищи (например, свадебной), другие стали традиционным в дни календарных праздников (свиной окорок – на Рождество, гусь,индюк или барашек на Пасху). В мясоед много потребляли топленого животного жира - смальца, которым заправляли борщи, мамалыгу, картофель. Новосельской кухне, как уже отмечалось выше, свойственна терпимость к восприятию кулинарных обычаев соседних народов. Это легко заметить на примере мясных блюд. Местные используют в своих национальных блюдах в одинаковой степени и баранину (кавурма, чорба из ягнятины, сызырма), и свинину (кырнэцей, костица, студень, голубцы), и говядину (мититей), и домашнюю птицу (зама, жаркое).
    КАВУРМА ИЗ БАРАШКА. Баранину нарезать кусками как для гуляша, обжарить на смеси бараньего и подсолнечного масла. Добавить нарезанный лук, томатный сок, ложку муки, пряности и тушится до готовности. Подаётся в основном с мамалыгой.
    ГОЛУБЦЫ.Используется мясо свинины. Нарезается маленькими кусочками. Обжаривается в смальце вместе с луком и пряностями. Смешивается с промытым рисом, добавляется яйцо для вязкости, соль. Из полученного фарша и листьев квашеной капусты формуются голубцы. Дно казана смазывается слоем смальца, затем лист капусты, кусочки свиной шкурки, потом накладываются голубцы. Наливается кипяток доверху и ставится на очень медленный огонь или в духовку.
    ФРИПТУРЭ (СОЛЯНКА) Берётся измельченная квашеная капуста, промывается. Отдельно промывается рис. Делается зажарка. Соединяются все названные ингредиенты в специальную тавочку. Сверху наливается куриный бульон и ставится в печь.
    ФРИПТУРЭ ДЕ МЕЛ (КУРБАН) Это традиционное праздничное блюдо. Готовилось обычно на Пасхе. Готовится из барашка. Мясо предварительно кипятят, но не до готовности. Отдельно нарезаются печень, сердце, тонкие кишки. Отдельно зажаривается лук. Промывается пшеничная крупа и столько же риса. Соединяется всё в одной таве: лук, мясо, крупа, зелень, пряности. Сверху наливается бульон, в котором варился барашек. Ставится в печь. Отдельно выпекается барашек под листом теста. Значение рыбы в питании. Большое значение в пище новосельцев издавна имела рыба. Она заменяла мясо во время многочисленных постов (кроме строгих), ее много ели всегда. Расположение села близ водоемов, которые, как правило, еще в XIX в. были богаты рыбой, давало возможность для развития как любительского, так и промыслового рыболовства. Это последнее имело местное, а иногда и более широкое значение. С развитием рынка и обмена значение добычи рыбы для питания постоянно возрастало. Более обеспеченные имели возможность потреблять рыбу ценных пород (карп, щука, судак, сом). Малообеспеченные пользовались больше частиковой рыбой (карась, окунь, лещ).Рыбу ели свежей, соленой, вяленой. Рыба широко использовалась для приготовления различных блюд. Из свежей рыбы варили излюбленную "уху", рыбу также жарили, запекали. Распространенной закуской служила соленая рыба. По мере истощения запасов рыбы потребление ее постепенно сокращалось. В настоящее время наш народ по сравнению с прошлым рыбы едят значительно меньше, особенно высокосортной. Вследствие применения средств массового лова и ухудшения экологической обстановки, загрязнения рек и катастрофического положения на внутренних реках добыча рыбы за последние десятилетия резко сократилась, хотя одна треть мужского населения села занимаются рыбным промыслом.Рыбные блюда готовятся в основном с саламуром (чесночный соус).
    САЛАМУР(ЧЕСНОЧНАЯ ЗАПРАВКА ИЛИ ПОДЛИВКА) Чеснок истолочь с солью в ступке до образования однородной массы и развести кипятком. Добавляют горький перец.
    УХА. Её готовят обязательно из очень свежей рыбы. Ставят кипятить воду, потом добавляют лук, морковь, сладкий перец, картофель. Когда овощи сварятся, добавляют томатный сок, рыбу, любисток (леуштян), соль по вкусу. Когда всё готово, снимают с огня, вынимают рыбу, поливают её чесночным соусом. К ухе обязательно подают красное домашнее вино. ПЛАКИЕ(РЫБНЫЙ СОУС).Рыбу жарят, опускают в соус из овощей: жарят лук, морковь, сладкий перец, корень петрушки, добавляют перцовую красную пасту, томатный сок, кипяток.Богатство кухни оценивается не по числу имеющихся в ней блюд, а по богатству их вкусовых оттенков, по искусству комбинации различных продуктов.Новосельская кухня, обладающая большим историческим опытом и превосходной продуктовой базой, принадлежит к одной из самых интересных кухонь нашей страны.
    Живя среди изобилия экзотических и нынче доступных фруктов, овощей и иных продуктов, не стоит мучить себя и отказываться от пиршества вкусовых ощущений. Но если мы нездоровы, или еще слишком малы, или, напротив, стары, надо позволить организму вернуться к национальной кухне. Все, что нам нужно для здорового питания, подскажет наше тело, хранящее черты наших далеких предков. Давно известно изречение: «Лечись травами, растущими под твоими звездами (если лечение предстоит долгое). К этим словам можно прибавить: «Придерживайся пищи своих предков в обычные дни и особенно в дни недомогания. Ну а в праздники? В праздники пусть будет праздник!» 11. Микротопонимия села Кайсину
    Так называется участок суши между каналами Кишковоая и Стрымба у современного УООР-а в Новосельском. Из множества названий это одно из немногих ,которое не поддавалось определению до недавнего времени. Блогодаря сотрудникам Измаильского архива, был раскопан архив церквей и монастырей Бессарабии с начала 19 века. Изучая клировые книги за 1849 год обнаружили, что церковь св. Ферапонта была построена по указу императора Николая 1 в 1835 году в честь переправы русских войск через Дунай в войне с турками в 1828 году. И была построена на деньги, отпущенные с казны Русской дуржавы. В одном из документов обнаруживаем следующую надпись: « Священник Арсений Семенов Каисин, 23 лет, из молдован, сын священнический. По окончанию курса в Кишиневском Духовном училище, 1843 сентября 1-го поступил в Кишиневскую Духовную семинарию и обучался наукам: богословским, философским, физико-математическим, словесности, историям : библейской, церковной и гражданской ,правоведению, сельскому хозяйству и патриологии, а также языкам: еврейскому, греческому, латинскому, молдавскому; а по окончанию в оной курса наук 1848 годов августа 19-го числа Его высокопроосвященством Иринархом, Архиепископом Кишиневским и Хотинским и Кавалером рукоположен к сей церкви в священника. Грамоту имеет. В семействе у него жена, Ксения Романова, 19 лет». Место Каисину в Новосельском, можно определенно считать, является антропотопонимом (название местности, происходящее от имени человека). На самом деле церковь св. Ферапонта, а позже монастырь того же имени находился на месте УООР у моста. По всей вероятности, батюшка Каисин данное место использовал как огород.Еще недавно местные жители здесь сажали картошку. Наверняка, священник Каисин был хорошим человеком, если его имя сохранилось в названии этого места до сих пор.Первые сведения о сельской церкви св. Николая мы находим в книге «Буджак» изданной в 1827 году, где написано «…Колония Сатунова или Еникиой….» Церковь построена в 1810 году. В архивах не сохранилось документов, которые говорили бы о том, как называлась наша церковь в то время. По всей вероятности, имя св.Николая наша церковь получила также в связи с посещением села Императора Николая I. На территории современной церкви сохранился алтарь той церкви, которая была построена из жургицы (плетень, обмазанный глиной).
    Современная наша церковь, построенная на пожертвования сельчан из кирпича, появилась в 1888 году. Хочется отметить, что это единственная церковь в нашем районе, которая не была закрыта при Советском Союзе.

    Легенда озера «Ялпуг».Очень давно на месте озера Ялпуг находился красивый и большой лес. А на том месте, где сейчас находится село Новосельское, была помещичья усадьба, окружённая хижинами крестьян. В одной из таких хижин жила вдова с единственным сыном. Мальчик рос очень быстро и вскоре стал настоящим богатырём.
    Но вот однажды на село обрушилось несчастье – в лесу появился змей, и каждый день пожирал людей. Изнемогли люди перед этим чудовищем. И свою молитву направили к Богу. С небес услышали они голос: «Среди вас находится меченный мной человек. У него звезда на правом плече. Только он сможет побороть змея!»
    Услышав это, вдова горько заплакала. Дело в том, что именно её сын был тем самым меченным. Добрый молодец не стал раздумывать. Попростился с матерью и отправился сразиться со змеем.Два дня длилась борьба между добром и злом. Страшные звуки доносились из леса, стон и скрежет. Но никто не осмелился подойти. Одна вдова-мать пошла по следам своего сына. В лесу она увидела сражённого змея, лежащего в луже чёрной и ядовитой крови. Своего сына по имени Ялпуг она нигде не нашла. Напрасно она искала и звала его. Горько рыдая, услышала голос с небес: «Не плачь, женщина. Твой сын победил зло, ниспосланное чёрными силами. Он не погиб, его Бог позвал к себе. Он будет жить на небесах, охраняя ваш покой».Боль матери, которая неустанно звала своего сына, превращалась в слёзы. На том месте, где выплакалась женщина несколько дней, образовалось озеро. Благодарные селяне назвали это озеро Ялпугом, в память их спасителя. Аскунса(Скунда). Это канал, звязывающий Дунай с озером Кугурлуй. Находится в 12 км от села. Есть две версии происхождения названия: От латинского слова «secunda”, то есть второй канал, который защищал дунайскую границу в начале римских завоеваний края. От молдавского слова «аскунс» (спрятанный), так как канал действительно спрятан зарослями камыша и во времена турецких завоеваний служил укрытием для местного населения. Кишковоая – канал в 6 км к югу от села, связывающий озёра Картал и Кугурлуй. В древних славянских источниках так названы искусственные каналы (кишки или кишка) между озёрами, где собиралось больше рыбы и её было легче ловить.
    Чумаць – место возле озера Кугурлуй на востоке от села у монастырской дороги. Здесь хоронили умерших жителей села во время эпидемии чумы в 20-е годы XIX ст.
    Кугурлуй – озеро на юге от села. Название можно связать с татарским «кугур» (раковина) и «луй» (озеро) – озеро раковин. В прошлом дно озеро было покрыто раковинами. Дервент – озеро в 1 км к западу от села. По версии русского учёного А.А.Формозова, название происходит от персидского слова «дверь», или «ограждение».
    Гырдешка – маленькое озеро между озёрами Дервент и Картал в 2 км к западу от села. До 1827 г. Здесь находилось поселение Буджак-Некрасовка, переселённое позднее царскими властями на восточный берег Ялпуга (сегодня с.Новая Некрасовка). Происходит от русского «городище».Калистрат – восточный берег Ялпуга в 2 км от села. Носит имя Тудора Калистрат, у которого во времена румынских властей была тут водокачка. Калистрат – его прозвище, а фамилия у него была Буга.Чауш – курган бронзового века в 3 км к северу от села. Изучен археологами в 1987 г. Название вероятнее всего турецкое и возникло во времена турецких набегов.Могила Цыганки – античный курган, в 4 км к северу от села. Во время раскопок в 1986 г. Был найден уникальный памятник – скульптура скифского воина из розового гранита. Название кургана связано с судьбой цыганки, умершей или убитой тут на стыке XVIII- XIX вв.Мост Рашку – мост через высохшую речку Бужор, которая впадала в озеро Картал. Мост был построен местным богачом Рашку во время царизма. Расположен в 3 км к западу от села по трассе Рени-Измаил. Заключение. Для чего нужно изучать историю? Что может быть интересно в прошлом, и зачем это нам нужно? Нужно ли оглядываться назад, не лучше ли просто смотреть вперед?
    Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность, бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, идеи, ошибки, люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.
    Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы бы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживали бы за счет охоты на мамонтов.
    Наука не может жить без истории. В истории зафиксирована работа, которую проделали ученые всех времен и народов. Современный ученый знает в каком направлении двигаться, что делать, какие выводы делать из опыта предшественников.
    Или лучше снова и снова открывать уже известные но забытые человечеству законы.
    История ведет прямо, она ориентир, с которым не потеряешься.
    Для меня очень важно знать историю. Я не могу без этого творить будущее. Почему бы не использовать опыт моих предков для ориентировки в своей жизни? Так я могу уберечь себя от неправильных шагов в будущем. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. К сожалению, много уникальных исторических памятников села было разрушено в XX в. Возможно, они ответили бы на вопрос: »Кто мы? Откуда наши корни?»Но осталась память, а пока живёт человеческая память, продолжает жить связь поколений.


    Источник: http://Ana Trifonova. Istoria Satului Nou
    Категория: Мои статьи | Добавил: aivanu (14.04.2011) | Автор: Ana Trifonova
    Просмотров: 1969 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: